-------------------

Меню пользователя

Не зарегистрирован

-------------------
Портал "Наш Санкт-Петербург"
Портал "Наш Санкт-Петербург"


 Учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

Речь и ребенок

            Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников и заговорит сам.

            Это в корне неправильно. Чаще всего задержка развития речи серьёзно сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя обратить внимание на речь ребёнка, постоянно использовать все способы развития и активизации речи, этой проблемы можно избежать.

            У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет при нормальном речевом развитии у ребёнка появляются двухсловные предложения: «Мама, дай. Папа, би-би.»  К концу второго года жизни у ребёнка количество слов колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребёнок способен рассказать небольшую сказку, прочитанную ему. В этом возрасте часто встречаются нарушения звукопроизношения наиболее сложных в артикуляции звуков (соноры, свистящие, шипящие). У нормально развивающегося ребёнка подобные нарушения исчезают самостоятельно по мере развития артикуляционного аппарата к 5-6 годам. Чтобы стимулировать этот процесс, необходимо с первых недель жизни ребёнка развивать его слух, внимание, разговаривать и играть с ним, развивать его двигательные умения. Если родители затрудняются в определении уровня познавательного развития ребёнка раннего возраста, можно обратиться к мини-опроснику.

Мини-опросник для взрослых по выявлению

познавательного развития ребёнка раннего возраста

(от года до трёх лет)

 1.    Как ребёнок играет в игрушки?

а) почти не играет, подержит в руках и бросит;

б) играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре;

в) усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

    2. Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?

        а) очень редко;

        б) иногда, например, при просмотре телепередачи;

        в) постоянно.

     3. Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают или рассказывают?

        а) книжек ребёнок почти не рассматривает и не слушает, как их читают;

        б) иногда рассматривает книжки или слушает, как их читают;

        в) регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает сказки, стихи.

               Если в этой маленькой анкете вы во всех случаях выбрали ответ «а», вам стоит задуматься: ребёнок нуждается в вашем внимании и помощи, стимулирующей речевую активность и познавательные интересы.

        Оказать реальную и полноценную помощь малышу вам помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности.

        ·      Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями, доступными восприятию малыша.

·      Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует. Вы как бы подсказываете слова, которые он начнёт использовать самостоятельно.

·      Провокация. Или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим и глупым». В ситуациях «непонимания» того, что хочет ребёнок, вы активизируете речевые возможности ребёнка тем, что вынуждаете его подробно объяснить, что ему нужно.

·      Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению. Отвечая ребёнку распространённым предложением, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

·      Приговорки. Использование игровых песенок, потешек, приговорок в совместной деятельности с малышом доставляет ему огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.. большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

·      Выбор. Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности.

·      Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной  активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать. В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок уже на первом году жизни неудержимо рвётся к песку, воде, глине, дереву, бумаге.

·      Продуктивные виды деятельности. Для выражения многих своих мыслей и представлений ребёнок пользуется доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности ребёнка.

   
                                              





 
Детский сад №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О., 8 линия, дом 17-19 
Тел/Факс: 323-39-51 
e-mail: vasdou06@yandex.ru
Web-сайт: vds06.ru










Работает на Amiro CMS - Free