-------------------

Меню пользователя

Не зарегистрирован

-------------------




Роль загадки в развитии дошкольника

 Приорова Наталия Алексеевна


Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности  и речи ребенка выступает загадка.

При  отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Психологи объясняют это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки, основанные на  жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей. Например, малышам хорошо переложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои  предположения. Пример: «Что за обедом всего нужнее?».

Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.

«Сама я ледяная.

Моя юбка – кружевная.

Я кружусь как балеринка.

Угадали? Я …»

 

«В огороде пусто,

Если нет …»

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными  и хорошо известными детям признаками.

«Косой бес

поскакал в лес»

 

«Вьется веревка,

на конце головка»

 

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

«Есть невидимка:

в дом не просится,

а прежде людей

бежит, торопится»

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.

«Брат с братом

сидит всю жизнь рядом,

видят белый свет,

а друг - друга нет»

 

«В брюхе баня,

в носу решето,

пупок на голове,

рука на спине»

 

«Живой мертвого бьет.

Мертвый  во всю мочь орет»

 

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.

«Отгадай, какое слово есть у каждого портного?»

«Это слово вместо шубы ежик носит на спине»

«Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне»

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.

В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их  в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

 

   
                                              






                                 Портал "Наш Санкт-Петербург"
                           Портал "Наш Санкт-Петербург"

 
Детский сад № 6 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О., 8 линия, дом 17-19 
Тел/Факс: (812) 323-39-51 (время доступа с 9.00-18.00) 
e-mail: vasdou06@obr.gov.spb.ru
Web-сайт: vds06.ru










Работает на Amiro CMS - Free