-------------------

Меню пользователя

Не зарегистрирован

-------------------
Портал "Наш Санкт-Петербург"
Портал "Наш Санкт-Петербург"


Экологическая тропа – как форма экологического воспитания дошкольников

Воспитатель Бем О.А.

Консультация для педагогов


     Одним из эффективных способов систематизации материала по ознакомлению с природой может стать создание на территории ДОУ экотропы. Экотропа – маршрут прогулки по территории ДОУ, в процессе которой дети познакомятся с некоторыми моментами жизни природы. У детей есть возможность присмотреться, прислушаться ко всем окружающим объектам, заметить то, чего не замечали раньше; узнать, что в жизни деревьев, кустарников, трав, цветов есть свои трудности, но они растут, преодолевая невзгоды, при этом создавая условия для жизни человека.

     Создание экотропы на территории ДОУ – полезная и интересная работа. Ребята, пройдя по ней, смогут лучше увидеть и еще больше узнать, как живет и чувствует себя окружающая природа, у них сформируется заботливое к ней отношение, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.

    Экскурсии по экологической тропе позволяют решить следующие задачи:

Познавательные:

- обобщить и систематизировать представления детей об объектах живой природы на экологической тропе: деревья, кустарники, травы, птицы, насекомые

- учить замечать сезонные изменения в природе

-учить наблюдать за явлениями неживой природы

- систематизировать знания о взаимосвязи между сезонными изменениями и состоянием флоры и фауны

Обучающие:

- совершенствование навыков речи при заучивании пословиц и стихов

-формирование навыков по уходу за растениями

-учить отражать в продуктивной деятельности полученные впечатления

-учить понимать схематичное изображение, знаки, символы

Воспитательные:

- формировать гуманное отношение к живой природе

-формировать навыки культуры поведения в природе

- воспитывать любознательность, эстетические чувства, любовь к природе

Развивающие:

-развитие внимания при сравнении природных объектов

-формирование навыков наблюдательности

-формирование сенсорных способностей (видеть признак объектов: цвет, форму….)

-формирование мыслительных процессов

-формирование воображения и творческих способностей

Коррекционные:

-укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками

-установление взаимопонимания между воспитателем и ребенком

- коррекция двигательной деятельности

- укрепление здоровья

 Поскольку наш детский сад находится рядом с Академией художеств, можно использовать академический садик для создания экотропы.

В академическом садике произрастает большое количество деревьев, кустарников, трав.

      В качестве объектов экологической тропы я выбрала следующие деревья: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, клен, яблоня, тополь. Кустарники: шиповник, акация, сирень.

Травянистые растения: подорожник, мать-и-мачеха, тысячелистник, одуванчик.  

Организация работы с детьми:

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Совершенно не обязательно посещать все точки тропинки одновременно. Если прогулка ознакомительная, можно посетить несколько точек, если преследуется конкретная цель, то можно ограничиться одним наблюдением. На тропинке проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке педагог разрабатывает «Паспорт экологической тропинки». При описании дерева даются его биологические , экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре ( сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей

(оздоровительная, эстетическая).

Пример описания точки экологической тропинки:

Береза

Украшает леса и парки, место обитания животных и грибов, дает березовый сок живым существам, из березы делают приклады, топорища, колеса, получают деготь, сажу для краски, березовые дрова, наросты березы – капы используют для изготовления шкатулок, табакерок, получают уксусную кислоту

Биологические особенности:

- Березы очень высокие

- стволы белые с черными точками

-весной деревья сбрасывают верхний слой бересты. Кора становится гладкой и шелковистой

-на белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев

- у старых берез стволы внизу темные, локрыты толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху – более светлые, серебристо-белые

- весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Желтые и зеленые (это семена)

Где растет:

- Береза растет в лесах, на полянках, лесных опушках. Очень любит солнечный свет, простор, не боится трескучих морозов. Живет береза очень долго – 150-180 лет

Береза и животные:

- Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел пробив острым клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел, слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь. Глухарь, муравьи, бабочки

- березовой корой и молодыми листочками любит лакомиться заяц

Береза и человек:

- Из березовой бересты плели лапти, лукошки. Туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далекие времена люди писали на бересте письма

Целебные свойства:

- лечебными свойствами обладают настои и отвары березовых почек и листьев березы. Березовый сок является общеукрепляющим средством. Деготь, полученный из древесины березы. Применяется в качестве противомикробного средства (при грибковых заболеваниях кожи)

Художественное слово:

                        Береза                                                         

       Березка белый сарафан надела.

       Кудри завила, косы заплела.

       До чего же хороша, словно девица-душа!

 

                   Хоровод берез                                     

      Разбежались по лужайке                                  

      Беззаботной легкой стайкой.                          

      Словно девочки- подростки.                            

      Белоствольные березки.                                  

      За руки взялись, и вот –                                 

      Закружился хоровод!                                       

                                                                      

        БЕРЕЗА

Чуть пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей,

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной

Наряд ее легкий чудесен

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа

          В.Рождественский                                                                       

 

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПРИМЕТЫ

И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут

Березой обогреешься, но не оденешься

Бела береста, да деготь черен

Из березы течет много сока – к дождливому лету

Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа

Овес сей, когда береза распускается

Если с березы и дуба на Покров лист упадет чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме


ЗАГАДКИ


Стоят столбы белые, на них шапки зеленые


Есть дерево на четыре дела:

Первое дело- мир освещает;

Другое дело –крик утешает;

Третье – больных исцеляет;

Четвертое дело – чистоту соблюдает

 




   
                                              







 
Детский сад №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О., 8 линия, дом 17-19 
Тел/Факс: (812) 323-39-51 (время доступа с 9.00-18.00) 
e-mail: vasdou06@yandex.ru
Web-сайт: vds06.ru










Работает на Amiro CMS - Free