Воспитатель Демьянова О.Б. Развиваем руки – развиваем речь Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, достаточно ли развита его речь. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы. Одним из важнейших аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письменной речи. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей должно насторожить, если: · ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании; · ребёнок рисует слишком маленькие предметы; · ребёнок при раскрашивании заходит за границы рисунка; · у ребёнка на раскрашенном рисунке много пробелов (не раскрашенных пятен); · ребёнок при штриховке не выдерживает заданную плотность и направление штриховки; · ребёнок негативно относится к занятиям по рисованию и штриховке. При нормальном развитии к первому классу ребёнок может научиться печатать буквы в тетради в клетку, что в свою очередь стимулирует учебный процесс, положительно влияет на развитие мелкой моторики, способствует умению ориентироваться на листе бумаги. Комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук и ручной умелости. · Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, затем быстро, как будто кто-то бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой. · Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. · Нанизывать крупные бусинки, пуговицы на нитку. · Завязывать узелки на верёвке, на шнуре. · Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки. · Закручивать шурупы, гайки (для этого незаменим детский конструктор). · Игры с разнообразным конструктором, мозаикой. · Рисование в воздухе. · Игры с песком, водой. · Мять руками поролоновые шарики, губку. · Работать с пластилином, глиной. · Рисовать, раскрашивать, штриховать. · Резать ножницами. · Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.). · Вышивка, вязание, плетение, оригами. · Пальчиковые игры. («Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев) и т. д. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомлении.
|